"Мини не в моде"
Поездка в Санкт-Петербург у многих ассоциируется отнюдь не с шикарными
пятизвездными гостиницами, а с многочисленными уютными мини-отелями - иногда
очень дешевыми, а иногда и заоблачно дорогими. В Москве же подобные
небольшие гостиницы можно пересчитать по пальцам. Бизнес, столь популярный
в Европе, прижился в городе на Неве, а всеядной столицей был принят холодно.
Нестоличный формат "мини-отели" уже давно и очень успешно существуют почти
во всех крупных туристических мегаполисах Европы - в Лондоне, Париже, Милане,
Праге и многих других. Как правило, эти небольшие гостиницы вместимостью
не более трех-пяти десятков номеров, предлагающие своим постояльцам уютный
комфорт и домашнюю душевность, располагаются в самом центре исторической
части городов и могут позиционировать себя как в высшем сегменте, так и в
экономклассе. Обычно основными клиентами подобных отельчиков становятся
или индивидуальные туристы, приезжающие в новую страну, чтобы насладиться
местным колоритом за вполне приемлемую для семейного бюджета сумму, или
бизнесмены, предпочитающие шумным гостиничным комплексам простоту и тишину
небольшого отеля. Сами же владельцы порой управляют подобными маленькими
гостиницами уже не первое десятилетие, унаследовав небольшой, но вполне
доходный бизнес от своих родителей. Для московского рынка мини-отели уже
давно привычный, но отнюдь не излюбленный формат - в отличие от заселивших
столицу пятизвездных гостиниц: по подсчетам экспертов, проектов мини-отелей
в Москве наберется не более двух десятков. Иная ситуация в Санкт-Петербурге.
Развитие мини-отелей в этом городе началось еще в середине 1990-х годов, и
сейчас небольшие гостиницы с номерным фондом не более трех десятков успешно
конкурируют с полноценными гостиничными комплексами. За прошедшие годы
столичным властям так и не удалось растопить лед в отношениях инвесторов с
мини-отелями, хотя они все же пытались сделать этот сегмент более
привлекательным для инвесторов. В конце 1990-х была принята программа
развития гостинично-туристического комплекса Москвы, в которой был прописан
пункт выделения участков для строительства мини-отелей. Однако, сетуя на
неинтересную экономику подобных проектов, инвесторы осваивали более доходные
проекты строительства офисных и торговых центров. В 2006 году московские
чиновники опять решили вернуться к проблемам гостиничного рынка столицы, не
упустив из вида и вопрос мини-отелей. Как пояснили BG в комитете по
внешнеэкономической деятельности Москвы, "мы старались не разделять большие
и малые гостиницы". Тем не менее мини-отелям было обещано освобождение от
оплаты долевого участия в строительстве питающих центров, сетей, коммуникаций
и объектов инженерного обеспечения в пределах Третьего транспортного кольца.
Эта мера уменьшит расходы инвесторов, но вряд ли существенно улучшит
ситуацию с мини-отелями в Москве. Как говорят сами отельеры, данное
постановление как минимум показало, что чиновники наконец осознали, что
инвесторов в эти два проблемных сегмента - мини-отели и трехзвездные
гостиницы в Москве - нельзя заманить просто площадкой под застройку.
Никому не нужен просто земельный участок без реальных перспектив его
освоения, подкрепленных реальной и интересной инвестору экономикой.
Свободных мест нет
Одну из основных причин того, что мини-отели так и не прижились на
московском рынке, а в Питере этот формат в последние годы набирает все
большие обороты, эксперты видят в различии структуры жилого фонда городов.
"В большинстве своем проекты мини-отелей в Санкт-Петербурге реализуются на
месте расселенных коммуналок",- объясняет управляющий отелем Shelfort и
член оргкомитета петербургского The Hotels Club Алексей Мусакин.
Ему вторит генеральный директор компании "Стабильная линия" Игорь Лаврик:
"В Питере очень легко и просто решен вопрос с развитием сегмента малых
отелей, где разрешено выкупать коммунальные квартиры в жилых домах целиком,
вместе с подъездами и устраивать их под мини-гостиницы". По его словам,
при реализации проекта малых гостиниц используется так называемая схема
короткого плеча: сначала выкупается один этаж, потом второй, третий, вскоре
весь подъезд становится малым отелем. В Москве же старых коммунальных
квартир практически не осталось, почти все интересные объекты уже давно
выкуплены и расселены предприимчивыми инвесторами, получившими солидный
куш на продаже переоборудованной из старенькой коммуналки элитной
многокомнатной квартиры. "Многие столичные инвесторы готовы идти в этот
сегмент, однако они сталкиваются с тем, что либо нет подходящих объектов -
особняки уже сданы под офисы, коммуналки выкуплены,- либо нет интересных
площадок",- с грустью сетует один из сотрудников комитета по
внешнеэкономической деятельности Москвы. К тому же не стоит забывать и об
экономике проекта. Выкуп квартир в Москве и перевод их в гостиничный фонд
будут намного дороже, чем в Питере, а значит, рентабельность подобного
проекта становится неинтересна для большинства инвесторов. "Необходимо
будет пройти через множество согласований, собрав не менее 10-12 подписей
чиновников нескольких департаментов московского правительства",-
соглашается Игорь Лаврик. Усложняет процесс редевелопмента квартиры в
мини-отель и действующее законодательство по перепланировке помещений в
Москве, ведь в каждой комнате будущей гостиницы надо будет обустроить
санузел, подвести водопровод, электричество. Помимо специфики жилфонда
эксперты напоминают о том, что в Санкт-Петербурге мини-отели стали
разумным продолжением бизнеса по сдаче квартир в аренду приезжающим
индивидуальным туристам и бизнесменам. "В Питере ярко выраженная
сезонность. В это время крупные отели отдавали предпочтение туристическим
компаниям, поэтому бизнесмены, приезжавшие в город во время белых ночей,
испытывали острую потребность останавливаться в городе. Именно этот спрос и
начали удовлетворять предприниматели, создавая мини-отели",- рассказывает
гендиректор "Азимут Менеджмент Групп" Сергей Лысенков. После того как был
заработан первоначальный капитал, а также налажены связи с постояльцами и
организация действующей гостиницы, становится вполне логичным дальнейшее,
но уже цивилизованное развитие предприятия. К тому же между Питером и
Москвой есть существенное различие в спросе. В столице намного проще сдать
квартиру на долгий срок, в Санкт-Петербурге, особенно в туристский сезон,
наоборот, актуальны квартиры на небольшой срок - максимум на две недели.
Мини-доходы от мини-отелей
В Москве мини-гостиницы приходится строить с нуля. С ростом цен на жилую
недвижимость, а также повышением расценок на аренду земли бизнес
мини-отелей становится все менее привлекательным. Увеличение сроков о
купаемости проектов заставляет многих игроков рынка отказаться от идеи
управления подобным объектом. Особенно вопросы экономики критичны и ощутимы
в Москве. "Как утверждают инвесторы, с которыми мы ведем переговоры, в
столице рентабельны проекты от 130 номеров",- говорят в комитете
внешнеэкономических связей Москвы. Хотя есть исключения и из этого правила.
В качестве успешного проекта участники гостиничного рынка называют
"Акварель" (вместимость 23 номера) в Столешниковом переулке. По различным
оценкам, объем инвестиций в ее строительство составил около 4 миллионов
долларов.
Питерский рынок постепенно догоняет московский по срокам окупаемости
проектов и объему инвестиций, хотя все равно остается более дешевым.
"Отель Shelfort окупился за четыре с половиной года, однако стоит помнить,
что первую очередь мы покупали шесть лет назад по $200 за квадратный метр,
вторую - четыре года назад по $500 за квадратный метр. Сейчас же в этом
доме стоимость квадратного метра уже составляет $2000,- пояснил Алексей
Мусакин, - Если мы уберем стоимость недвижимости и будем учитывать затраты
только на обустройство гостиницы "под ключ", то за три года вполне реально
окупить вложенные инвестиции. Если учитывать еще тот факт, что вам
пришлось покупать недвижимость, а цены за последнее время существенно
выросли, сроки окупаемости могут составить уже восемь-девять лет".
В Москве мини-отели обычно обходятся инвестору гораздо дороже - и в
основном по причине того, что обычно это не реконструкция, а новое
строительство. "На сегодняшний момент общая смета на нашу гостиницу
"Никитская ассамблея" (29 номеров) на Большой Никитской составила
порядка 6 миллионов долларов", - рассказал BG Игорь Лаврик, генеральный
директор "Стабильной линии". Эта компания - один из немногих девелоперов,
занимающихся строительством мини-отелей в столице. Первым объектом ее сети
станет уже почти построенный отель на 28 номеров, расположенный на месте
утраченного правого крыла усадьбы Меншикова на Большой Никитской улице.
Также компания получила еще четыре участка в Центральном округе, но пока
их не застраивает. Возможно, "Стабильной линии" удастся создать первую в
Москве сеть мини-отелей. Пока же подобные проекты носят единичный характер.
Как в Москве, так и в Петербурге сложности бизнеса мини-отелей не
заканчиваются только на начальной стадии инвестирования в проект.
В дальнейшем при управлении у собственника также могут возникнуть проблемы,
о которых он сначала и не догадывался. В структуре оборота такой гостиницы
при небольшом объеме закупок существенно возрастает доля переменных
издержек, поскольку гостинице трудно добиваться оптимальных цен на моющие
средства, услуги прачечной и т.д. С другой стороны, с точки зрения уровня
звездности мини-отели также проигрывают, поскольку их международной
классификации пока не существует. Игроки рынка и эксперты уверены, что
самый логичный путь выживания в условиях конкуренции и увеличивающихся
затрат на проекты - объединение мини-отелей в специальные ассоциации и
альянсы. Подобные организации могут помочь существенно сократить переменную
статью расходов по управлению мини-отелями: появляется возможность
осуществлять оптовые закупки, проводить маркетинговые исследования и
рекламные кампании. "Подобное сотрудничество дает мини-отелям огромные
преимущества по бронированию и возможности обслуживания не только
индивидуального туриста, а именно группового",- добавляет старший
вице-президент Jones Lang LaSalle Марина Усенко. По ее словам, туристические
фирмы, как правило, не работают с единичными отелями. Если же они
объединяются в ассоциацию, то все меняется. По пути объединения в
ассоциации пошли мини-отели Санкт-Петербурга, где сейчас существует
несколько подобных организаций, крупнейшими из которых являются
Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга и The Hotel Club. В Москве
же созданная несколько лет аналогичная ассоциация не выполняет никаких
функций. В Питере в отличие от Москвы актуальна совсем другая проблема,
нежели дефицит небольших отелей. Крупных и новых гостиниц здесь
практически не строится, поскольку не только нет участков, но также
существуют очень серьезные ограничения по реконструкции и сносу старых
домов. Поэтому рынку ничего не остается, как смещаться в сторону
мини-отелей.
Гостиница с видом на жительство
Ситуация на рынке недвижимости неблагоприятна для инвестирования в
гостиничный сектор. Если жилье и офисы раскупаются еще на стадии
строительства, а вложения в объекты торговли в условиях потребительского
бума возвращаются максимум через два-три года, то окупаемость гостиничного
проекта, как правило, растягивается лет на десять. Чтобы улучшить экономику
гостиничных проектов, столичные власти готовы разрешить девелоперам
дополнить гостиничный проект другими коммерческими площадями. В новом
Адресном перечне размещения гостиниц большинство отелей запланированы к
строительству в составе многофункциональных комплексов. В пояснении к
документу говорится, что "функциональный состав комплексов будет
уточняться при разработке предпроектной документации с обязательным
сохранением гостиничной функции". Заместитель мэра, глава департамента
внешнеэкономических связей Иосиф Орджоникидзе в беседе с корреспондентом
BG рассказал, что Москомархитектура подобрала под размещение гостиниц
351 участок, однако признал, что площадки и до появления нового адресного
перечня перепрофилировались инвесторами. Из 70 участков, выделенных с
2000 года под строительство отелей, 27 оказались в итоге застроены
объектами другого функционального назначения. В качестве примера он
привел гостинично-офисный комплекс на Кадашевской набережной, владение
26-28. "Инвестор самостоятельно сократил долю гостиничных номеров с
запланированных 200 до 38, поэтому префектура ЦАО не принимает его в
эксплуатацию", - сообщил господин Орджоникидзе. В офисе инвестора -
компании "Интерзнание" - подтвердили наличие трудностей со сдачей
здания госкомиссии, но о причинах говорить не стали. Искушенные
инвесторы во избежание разбирательств с властями часть фонда будущей
гостиницы фиксируют в виде традиционных номеров, а другую часть - в
качестве модулей, из которых в процессе планировки можно будет собрать
как апартаменты для длительного проживания, так и офисные помещения.
Такая схема реализуется, в частности, в новой гостинице "Москва",
проектом которой предусматривается создание 210 номеров и 275 модулей.
Появление апартаментов в качестве основной составляющей гостиничных
проектов - явление закономерное. Усилия девелоперов направлены на то,
чтобы, воспользовавшись гарантированными властями льготами по выплате
арендной платы за землю и другими послаблениями, возвести под видом
гостиницы недвижимость, которую можно сдать в аренду на длительный срок
или реализовать в частную собственность третьим лицам. Отметим, что
возводить апартаменты для длительного проживания вместо обычных
гостиничных номеров инвесторам никто не запрещает. Ведь, что такое
апартаменты, нигде четко не определено, только в классификации
Ростуризма указывается, что это номера определенной площади. Сдача
апартаментов в долгосрочную аренду не сильно повлияет на сроки окупаемости
проекта. Если же владельцам удастся продать апартаменты в качестве жилья,
то проект окупится в считанные месяцы.
Источник:
Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга
Статьи про мини отели и гостиницы
Макси-перспективы мини-отелей
Формат мини-отеля в России
Мини-отели на пике популярности
Мини не в моде
Мини отелям максимум внимания
Как открыть мини-отель
Интернет в гостиничном бизнесе
Гостиница: нюансы учета
|