"Как открыть мини-отель"
Гостиничный бизнес в последнее время привлекает к себе внимание не только
крупных корпораций или муниципальных объединений, но и достаточно мелких
компаний и даже частных предпринимателей. При этом все большей популярностью
пользуются не многомиллионные проекты больших гостиничных комплексов, а
так называемые мини-отели. Зачастую многие владельцы зданий, коттеджей,
домиков всерьез рассматривают идею превращения своей недвижимости в
гостиницу.
Маркетинговая стратегия
Общемировых критериев, определяющих нормы для мини-гостиниц, нет. В США
мини-отель имеет до 150 номеров, в Европе - до 50. В российской практике
мини-гостиницы насчитывают от 5 до 50 номеров. Располагаться они могут как
в отдельно стоящих зданиях, так и в общежитиях, где выделяется этаж для
гостей. Так, например, в одном из московских отелей действует "гостиница в
гостинице", то есть в большом здании выделен этаж, который сдан в аренду.
На этом этаже располагается "отель" с другим названием, другим персоналом,
другими интерьерами, нежели основной отель. Кстати, в России мини-отели
различных модификаций получили наибольшую популярность в двух
туристических центрах - Санкт-Петербурге и Сочи. В этих городах
встречаются "гостиницы" от 3 (есть и такие) до 20-30 номеров.
Однако, как показывает практика, эффективным и надежным отель становится
после выхода на уровень от 50 номеров.
Разумеется, прежде чем открывать гостиницу, необходимо четко понять, для
кого она будет предназначена в соответствии с географическим местом,
как, например, центр мегаполиса, побережье курорта (сезонного или
функционирующего круглый год) и т.д.
Дальше необходимо определить размер отеля, исходя из основных факторов:
- ситуация на рынке по спросу и предложению;
- конструктивные и строительные особенности, а также технические
требования, что непосредственным образом влияет на общий размер
капитальных затрат, которые предстоит окупить оператору отеля, и
стоимость денежных средств для строительства или ремонта объекта
недвижимости;
- экономичность и удобство управления с точки зрения формирования
структуры себестоимости и экономических показателей (затраты на персонал
как основной стоимостной фактор и производительность труда).
Как только результаты маркетингового исследования проанализированы и
выявлены наиболее яркие перспективы развития, инвестор должен сделать
следующий шаг - определить тип продукта, который наиболее удачно
вписывается в конкретный участок и отвечает рыночным условиям. По
наблюдениям же специалистов, нынешнее развитие гостиничного бизнеса в
России идет другим путем. Сначала появляется желание, и в умах
инвесторов рождается идея: "А почему бы и нам не построить отель?"
Затем расцветают фантазии на тему: "Мой отель будет необычным и лучшим".
После этого рождается непохожий ни на что продукт, который невозможно
классифицировать и предсказать заранее его доходность. Именно из-за
изначально неправильного построения схемы реализации проекта и
непрофессионального проектирования и возникают отели, функционирующие не
по принципу "отель работает на инвестора", а наоборот - "инвестор работает
на отель". Определять наиболее востребованный на конкретном рынке
тип гостиничного объекта следует только после проведения маркетингового
исследования и анализа существующего и потенциального конкурентного
окружения.
Сейчас на отечественном рынке в основном встречаются варианты
мини-бутик-отель, оказывающий услуги класса люкс. Это вызвано тем,
что ограниченное количество номеров подталкивает владельцев небольших
гостиниц максимизировать цену продаж и, следовательно, позиционировать
свой отель как эксклюзивный.
Бутик-отели - фактически, это такие же фешенебельные гостиницы, но
предполагающие особый формат размещения и обслуживания гостей.
Бутик-отели располагаются в исторических зданиях и имеют небольшое
количество номеров. Основной клиентурой таких гостиниц являются
состоятельные люди, которым необходима интимная атмосфера.
Минимум общественных зон, номера высочайшего класса, эксклюзивные
интерьеры, небольшие элитные рестораны и индивидуальное обслуживание - это
то, что отличает бутик-отели от других.
Однако, по мнению специалистов, для России больше подходит другая
интересная модель: в комнате площадью 9 квадратных метров туристу
предлагается самое необходимое - постель, окно, санузел. Причем, все это
"замечательного" качества. Дополнительные услуги (такие, как телевизор и
даже ежедневная уборка) необходимо заказывать в службе приема. А цена
такого номера в центре Лондона составляет от 25 фунтов за ночь
(для столицы Великобритании - весьма дешево). Нехватка отелей именно
подобного сегмента в России в ближайшие годы будет катастрофична.
Подобный формат подходит и для размещения очень перспективной группы
туристов - студентов и молодых путешественников. Именно той категории,
которая в нашей стране наиболее мобильна и не требовательна, но
страдает от отсутствия доступных номеров.
Разрешительные документы
Лицензирование гостиничного бизнеса в России отменено. Лицензия необходима
бару и ресторану при отеле на торговлю алкоголем. Сертификация гостиничных
услуг для присвоения отелю класса является добровольной.
Минимальные начальные вложения (для строительства отеля с "нуля")
Строительство и оснащение малой гостиницы среднего класса на 50 номеров в
Москве или Санкт-Петербурге обойдется инвестору примерно в $5 млн. На
получение разрешительной (строительной) документации необходимо заложить
около года, на строительство так же. Хотя, реально период оформления и
строительства может растянуться на гораздо больший срок. Инвестиции
вернутся не раньше, чем через шесть лет. В случае банковского
кредита - срок окупаемости проекта увеличивается до 7-8 лет. Что касается
средней полосы России, то малая гостиница (до 20 номеров) среднего
класса потребует значительно меньших вложений - порядка $350-500 тыс.
Окупятся затраты уже через 4-5 лет. Несомненно, по сравнению с сегментом
крупных гостиниц мини-отели являются более инвестиционно привлекательными,
так как первоначальные вложения и сроки окупаемости у "больших" собратьев
значительно выше.
Юридическое оформление
Особого юридического оформления для эксплуатации гостиницы не требуется.
Необходимо иметь правильно оформленные и зарегистрированные документы,
подтверждающие ваши права собственности на здание, и согласование с
действующими инстанциями, в первую очередь, санэпиднадзором.
В случае организации мини-отеля в жилом помещении (квартире) - это уже
отдельная история. Необходимо соблюдение всех строительных, санитарных,
противопожарных правил, соблюдение назначения жилого помещения, если
квартира (квартиры) не переведены в нежилое помещение. Как известно,
в соответствии со ст. 288 ГК РФ п.3 размещение собственником жилого
помещения предприятий, учреждений, организаций допускается только после
перевода такого помещения в нежилое. В любом случае необходима консультация
с юристом.
Если отель оказывает дополнительные услуги, такие как, например, услуги
питания, то стоит помнить о том, что для гостя не важно, есть ли у вас
сертификат соответствия на всю продукцию, которую вы используете для
организации его обслуживания, но такие документы должны быть в наличии,
так как их могут потребовать и гости, и специализированные службы. Ну,
и уж совсем нельзя забывать о контрольно-кассовых машинах и выдаче
кассовых чеков гостям при расчете.
Налогообложение
Льгот по налогообложению действующее законодательство для отелей не
предусматривает, то есть действуют единые правила как для отеля на
200 номеров, так и на 20. Единственно, что может сделать владелец маленькой
гостиницы - перейти на упрощенную систему ведения бухгалтерского учета и
отчетности как малое предприятие.
Текущие затраты (операционные расходы):
1. Коммунальные платежи и содержание персонала - две основные статьи затрат
именно по номерному фонду и вообще отелю в целом.
2. Важной статьей являются также затраты, которые идут на создание запасов
продуктов и напитков для ресторана (в случае если отель предоставляет
питание) или иные расходные материалы. Необходимо помнить, что эти запасы и
есть те самые "замороженные" денежные средства, которых может не хватать на
оплату других расходов. Поэтому за затратами на "складской запас" необходимо
тщательно следить и правильно вести внутренний производственный учет,
понимая, куда, сколько и на что тратятся денежные средства.
3. Также необходимо помнить, что номерной фонд не вечен: изнашивается мебель
и оборудование, текстиль (шторы), ковровые покрытия, просто ветшают стены и
т.д. Соответственно, для поддержания уровня предоставляемых услуг,
постоянного повышения привлекательности отеля для гостей необходимо время
от времени обновлять и освежать номерной фонд. Поэтому необходимо
заблаговременно делать постоянные отчисления в собственный резервный фонд.
Необходимый персонал
Если вести разговор о мини-отеле до 10 номеров, то подобное предприятие
обойдется минимумом персонала:
- управляющий;
- охранник (не обязательно);
- администратор (портье), выполняющий весь спектр обязанностей: размещение
гостей, бронирование и продажу номеров, расчеты с гостями, ответы на
телефонные звонки;
- горничная, осуществляющая уборку номеров и остальных помещений;
- технический персонал, поддерживающий и осуществляющий текущий ремонт
систем жизнеобеспечения, может быть "по вызову".
Вообще, что касается европейского опыта, то там подобные отели держатся
исключительно на труде хозяев, которые выполняют роль и управляющего, и
техника, и администратора, и повара, и горничной, и посыльного. За границей
этот бизнес передается из поколения в поколение, им дорожат и заслуженно
гордятся.
Прибыль
При правильном изначальном позиционировании и грамотной организации текущей
работы прибыль до уплаты налогов у мини-отеля может составлять до 40%.
Типичные ошибки (состоявшихся и потенциальных владельцев отелей, или
на чем нельзя экономить)
1. Организация мини-бутик- отеля в месте отдыха большого количества молодежных групп туристов и семейных пар с детьми.
2. С самого начала неправильная оценка своих инвестиционных возможностей и, соответственно, попытка неоправданно экономить на предприятии, срок окупаемости которого минимум 20 лет.
3. Экономия на архитекторе приведет к неэффективному использованию площадей - там, где могли бы быть запланированы два двухместных полноценных номера на четырех человек, создают один большой дорогой и, соответственно, простаивающий люкс с джакузи и барной стойкой. Также можно поплатиться недовольством гостей запахом еды из кухни в общественных зонах, созерцанием тележек с грязным бельем возле гостевого лифта или гостевой лестницы.
4. Экономия на профессиональном дизайнере, имеющем опыт создания гостиничных интерьеров, - ошибка типичная. Если не знать всех мелочей, то в итоге можно серьезно поплатиться. Разнообразие интерьеров номеров в рамках одного отеля (почему-то это считается "круто") не приводит ни к дополнительному потоку туристов, ни к экономии. Светлое ковровое покрытие вокруг кровати будет грозить скорой его заменой, а также простоем номера по причине того, что разлитое на светлый ковер красное вино никак не оттирается. Шикарные льняные шторы и покрывала в мини-отеле на берегу Черного моря несомненно создают очарование легкости и шик Средиземноморья. Но день за днем они впитывают запахи и моря, и табака, а после первой же стирки дадут усадку и затем станут годны только в качестве скатерти в ресторане. Придется закупить профессиональные шторы и покрывала - фактически, заплатить дважды. То же касается и профессиональных отделочных материалов для общественных зон - скользкий керамогранит в вестибюле может повлечь за собой травмы персонала и гостей, что может стать причиной судебного разбирательства и выплаты по искам.
5. Экономия на безопасности гостей и персонала. Это касается как отеля на 500, так и 5 номеров.
6. Привлечение непрофессионального персонала. Опытные профессиональные сотрудники и есть то самое вложение, которое застрахует владельца отеля от рисков первых лет эксплуатации. Изначально неграмотно поставленная работа с гостями, организация продаж - могут сразу испортить отелю репутацию на всю оставшуюся жизнь.
Источник:
Сообщество профессионалов гостиничного бизнеса
Статьи про мини отели и гостиницы
Макси-перспективы мини-отелей
Формат мини-отеля в России
Мини-отели на пике популярности
Мини не в моде
Мини отелям максимум внимания
Как открыть мини-отель
Интернет в гостиничном бизнесе
Гостиница: нюансы учета
|